РэпРэп имеет длинную историю. Среди жанров, предопределивших его появление, можно выделить стиль калипсо, распространенный на островах Карибского бассейна. Это импровизированная и порой довольно острая поэзия, исполнявшаяся под музыку.
Кроме того, в рэпе имеется влияние ямайской техники «тостинга» (toasting), т. е. произнесение каких-либо фраз или стихов поверх проигрываемой музыки (часто в виде комментария к песне). Большим мастером в произнесении ритмизированных реплик был и является «soul brother #1» («душевный брат № 1»), певец Джеймс Браун (James Brown).
Уличные состязания в импровизированных рифмованных текстах были частью черной городской культуры Америки. Их целью было рассказать какую-либо историю, самоутвердиться или высмеять соперника. Поэзия такого рода могла быть довольно серьезной. Яркий пример предшественников рэпа — коллектив «Последние поэты» (The Last Poets), существовавший в конце 1960-х — начале 1970-х и выросший на основе уличной поэзии. Человек, начитывающий текст, получил название «ЭмСи» (МС, Master of Ceremony, т.е. Хозяин Церемонии.)
Первым широко изданным на диске произведением хип-хопа стала композиция Восторг рэппера (Rapper’s Delight, 1979) группы «Шугэрхилл гэнг» (SugarHill Gang). В качестве мелодической линии была взята их песня Шик (Chic). В те времена заимствование фрагментов чужих песен еще расценивалось как плагиат, однако спустя короткое время подобная практика стала одним из базовых элементов хип-хопа.
Другими известными исполнителями раннего хип-хопа были «Грэндмастер Флэш и Яростная Пятерка» (Grandmaster Flash and The Furious Five), Африка Бамбаатаа (Africa Bambaataa), Скулли Ди (Schoolly D), «Фэт Бойз» (Fat Boys). В 1986 группа «Ран-Ди Эм Си» (Run-DMC) записала вместе с «Аэросмит» хип-хоп версию песни Шагай этим путем (Walk this Way), ставшую очень популярной. Снятый на эту песню клип оказался первым клипом хип-хопа, показанным на MTV.
Хип-хоп быстро стал основным средством самовыражения черных американцев. Уже с начала 1980-х рэпперы начали говорить о серьезных проблемах: социальных, политических, расовых.
Влиятельной группой политически-ориентированного хип-хопа в конце 1980-х — начале 1990-х были «Паблик Энеми» (Public Enemy/ т.е. «Враг общества»). Их альбом Потребуется нация из миллионов человек, чтобы удержать нас (It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back, 1988) стал одной из самых популярных пластинок того времени и важным событием для расово и социально активных афро-американцев. В 1989 эта группа записала музыку для фильма черного режисера Спайка Ли Делай, что надо (Do the Right Thing), рассказывавшем о расовых столкновениях в городских гетто.
Этнические конфликты в США начала 1990-х отразились и на хип-хопе. Радикально настроенные рэпперы Западного побережья США- такие, как Айс-Кьюб (Ice-Cube) или Айс-Ти (Ice-T) резко высказывались в своих композициях, защищая своих «черных братьев».
Уже в конце 1980-х возник такой спорный феномен хип-хопа как гангстерский рэп (gangsta rap). Рэпперы этого направления повествовали в своих текстах о жизни криминализированной афро-американской среды, чаще всего таким образом пропагандируя ее ценности. Текстам гангста-рэпа свойственна жестокость и агрессивность. Первыми шагами этого направления были диски таких групп, как «Буги даун продакшн» (Boogie Down Production) или «Ниггаз уиз эттитьюд» (Niggaz With Attitude). Расцвет гангста-рэпа приходится на середину 1990-х, когда между рэпперами Восточного и Западного побережий США разразилась гангстерская война, апогеем которой стало убийство Ноториуса Би Ай Джи (Notorious B.I.G) с Восточного побережья и Тупака Шакура (Tupac Shakur) с Западного побержья.
В дальнейшем волна агрессивного, воспевающего насилие и бандитские баталии рэпа пошла на спад, уступив место иной, более сдержанной и вдумчивой форме, которую представляют, к примеру, Доктор Дре (Dr. Dre) и его протеже, белый рэппер Эминем (Eminem). Смягчили свои позиции и такие «классики» гангста рэпа — Снуп Дог (Snoop Dog) и Айс-Ти.
ХИП-ХОП — понятие, обозначающее очень большую музыкальную область (объединенную при этом общими ритмическими принципами и техниками начитывания рэпа), так что к нему относятся и такие жесткие музыканты, как Буста Раймз (Busta Rhymes) и такие развлекательные женские коллективы, как «Дестинис чайлд» (Destiny’s Child). Элементы хип-хопа активно используются во многих иных направлениях, например, в нью-метале (nu-metal). Возникнув во многом благодаря фанку, хип-хоп как бы слился с ним в позднем творчестве Джорджа Клинтона (George Clinton). Являясь вначале сугубо черной музыкой, хип-хоп в настоящее время активно исполняется и белыми музыкантами, в том числе и в России (Каста, NTL, St1m). Новостная лента.
Форумная лента.
Файловая лента.
|